Дарья Харлаута: биография, интервью и философия творчества
Cv & Artist statement
Ее можно назвать современным алхимиком, который превращает знания прошлого в искусство будущего. Дарья Харлаута - художник, чье творчество — мост между эпохами, между точностью науки и свободой творчества.
Получив образование в станковой живописи и арт-кураторстве, я не просто освоила ремесло, но и научилась видеть искусство как живой организм, существующий в диалоге со временем. Мой путь — это поиск ответа на вопрос: как сохранить величие старых мастеров в мире, где искусство часто становится товаром?
От раскопок к холстам: как наука питает искусство. Еще в юности я стояла перед выбором: археология или живопись? История манила тайнами древних цивилизаций, но в итоге я выбрала кисть вместо лопаты. Однако страсть к науке не исчезла — она стала фундаментом моего творчества. Археология научила меня видеть слои: под поверхностью холста, как под землей, скрываются смыслы и будущие открытия. Астрономия подарила понимание масштаба — как в творческих работах микрокосм деталей соседствует с макрокосмом идей. Физика с ее законами света и материи дала простор мысли и помогла экспериментировать с техниками. Даже книги, которые я нежно обожаю, — не просто хобби, а источник вдохновения: в них прячутся сюжеты и вопросы, забытые символы, диалоги с мыслителями прошлого.
Каждая картина — это диалог. С тем, кто был до нас - и с теми, кто придет после.
Техники как манифест: почему масло встречается с современными материалами. Мой творческий метод — это сознательный выбор. Я пишу маслом, используя графические приемы ДаВинчи, лессировки Рембрандта и светотень Караваджо, но вместе с традиционными внедряю современные живописные ритмы и синтетические материалы, которые делают работы долговечнее. Вместо натуральных пигментов иногда участвует акрил, металл, плотные полимеры, создающие неожиданные текстуры. Это не эклектика, а философия: искусство должно говорить на языке своего времени, не теряя связи с корнями. Например, в серии «Сон накануне весны» холсты велись по технологии старых мастеров, но были дополнены текстурными и графическими элементами, а этикетаж сделан в виде кратких трехстиший-хокку на пергаментных листках, словно напоминая зрителю: прошлое и будущее существуют в одном мгновении.
Это не эклектика, а философия: искусство должно говорить на языке своего времени, не теряя связи с корнями.
Против течения: зачем возвращать «величие» в эпоху масс-маркета. Я весьма критически отношусь к части современного искусства. Когда видишь, как шедевры заменяют сиюминутными трендами, сердце сжимается. Искусство — не равно декор для интерьера. Оно должно побуждать зрителя чувствовать, думать, спорить — как это делали в свое время Босх или Гойя. Моя цель — не повторить старых мастеров, а переосмыслить их принципы. В проекте «Искусство как метод познания» я соединила технику живописной фрески с 3D-рельефом и инкрустацией металлом: космические сюжеты оживали на стенах Планетария, объединенные с визуальными цитатами работ Микеланджело и шедевров мировой литературы. Это был спор с клиповым сознанием — попытка замедлить вечно спешащего зрителя, заставить его вглядеться, узнать и вспомнить. Как часть проекта, мы с сотрудниками планетария провели для зрителей лекцию в физической лаборатории о связи значимых научных открытий с достижениями в искусстве.
Миссия: оставить след в культурной памяти человечества. Для меня искусство — и профессия, и миссия. Через сто лет все наши споры о социальном и политическом забудутся, но «Мона Лиза» все так же будет улыбаться. Значит, наша задача — создавать то, что переживет нас. Эта идея красной нитью проходит через все мои работы. В новом цикле «Лаборатория времени» я прячу внутри картин капсулы с посланиями — записями научных открытий, стихами, детскими рисунками. Зритель их не видит, но знает: искусство становится капсулой времени.
Моя мастерская действительно напоминает лабораторию: рядом с палитрой лежат томики по квантовой механике, на мольберте — эскиз, вдохновленный византийскими мозаиками. Я верю, что искусство спасает от забвения не только красоту, но и само человечество. Возможно, именно так рождается вечность: когда страсть к познанию встречается с мастерством, а наследие прошлого обретает новые формы.
Для галеристов и арт-кураторов: по кнопке ниже доступен полный файл CV и Artist statement для скачивания. Click to download RU or ENG version.