Дарья Харлаута: биография, интервью и философия творчества

Cv & Artist statement
От раскопок к холстам: как наука питает искусство
Ее можно назвать современным алхимиком, который превращает знания прошлого в искусство будущего. Дарья Харлаута - художник, чье творчество — мост между эпохами, между точностью науки и свободой творчества.
Мое искусство — это сформировавшийся с раннего детства особенный язык общения с окружающим миром. Я выросла в местности, где древние девонские пески соседствовали с восхитительно тенистыми, почти нехоженными лесами. В моем детстве главными учителями были тишина, природа и искусство. И сейчас, будучи взрослой, я исследую и транслирую связи между таинственной древностью и переменчивой реальностью через призму интуиции, символизма и синестезии (кроссчувственного восприятия). Так возникают работы, которые нужно не только видеть, но и чувствовать: внедряя в живописные полотна тактильные и ароматические материалы (натуральные минералы, деревянные, текстильные и металлические включения), я вовлекаю зрителя в мультисенсорный диалог.

Еще в юности я стояла перед выбором: археология или живопись? История манила тайнами древних цивилизаций, но в итоге я выбрала кисть вместо лопаты. Однако страсть к науке не исчезла — она стала фундаментом моего творчества.
Получив образование в станковой живописи и арт-кураторстве, я не просто освоила ремесло, но и научилась видеть искусство и его историю развития как живой организм, существующий в диалоге со временем. Мой путь — это поиск ответа на вопрос: как сохранить величие старых мастеров в мире, где культурные ценности порой путают с товаром?
Археология научила меня видеть сложно: под слоями красок, как под землей, скрываются смыслы и будущие открытия. Астрономия подарила понимание масштаба — как в творческих работах микрокосм деталей соседствует с макрокосмом идей. Физика с ее законами света и характера материи дала простор мысли и помогла экспериментировать с техниками. Даже книги, которые я нежно обожаю, — не просто хобби, а источник вдохновения: в них прячутся сюжеты и вопросы, забытые символы, диалоги с мыслителями прошлого.
Так каждая картина становится историей, написанной кистью. Диалогом с теми, кто был до нас - и с теми, кто придет после.
Техники как манифест: почему масло встречается с современными материалами.
Мой творческий метод — это сознательный выбор. Благодаря 20-летнему бэкграунду в классической живописной школе, а также прикладном искусстве и графическом дизайне я свободно владею различными медиа и легко их сочетаю. Я пишу маслом, используя графические приемы ДаВинчи, лессировки и мощные фактуры Рембрандта и поэтическую детализацию Россетти, но вместе с традиционными внедряю современные живописные ритмы, графические и синтетические материалы, которые делают работы долговечнее. Вместо натуральных пигментов иногда участвует акрил, металл, плотные полимеры, создающие неожиданные текстуры. Это не эклектика, а философия: искусство должно говорить на языке своего времени, не теряя связи с корнями. Например, в серии «Сон накануне весны» холсты велись по технологии старых мастеров, но были дополнены текстурными и графическими элементами, а этикетаж сделан в виде кратких трехстиший-хокку на пергаментных листках, словно напоминая зрителю: прошлое и будущее существуют в одном мгновении.
О настоящем в эпоху масс-маркета:
Я весьма критически отношусь к части современного искусства. Когда видишь, как шедевры заменяют сиюминутными трендами, сердце сжимается.
Для меня искусство — и профессия, и миссия. Через сто лет все наши споры и хайп вокруг сиюминутных тем забудутся, но «Мона Лиза» все так же будет улыбаться. Значит, наша задача — планировать как минимум на 100 лет вперед и создавать то, что переживет нас. Эта идея красной нитью проходит через все мои работы. В новом цикле «Лаборатория времени» я прячу внутри картин секреты с посланиями — кусочками эскизов, находками из путешествий, стихами, природными фактурами и ароматами. Зритель их не видит, но знает: искусство становится капсулой времени.

Моя мастерская действительно напоминает лабораторию: рядом с палитрой лежат томики по квантовой механике, разнообразные артефакты на полках вокруг, а на мольберте — эскиз, вдохновленный ржавым железом и византийскими мозаиками. Я верю, что искусство спасает от забвения не только красоту, но и само человечество. Возможно, именно так рождается вечность: когда страсть к познанию встречается с мастерством, а наследие прошлого обретает новые формы.



Искусство — не равно декор для интерьера или упаковка для товаров. Да, оно должно быть востребованным, и это правильно, это вопрос равновесия ресурсов. Но оно также должно быть поощряемым с позиции "мы вместе становимся лучше", а не "давайте угодим всем", и здесь есть тонкая грань. На мой вкус, настоящее искусство всегда "не вполне земное", чтобы суметь включить зрителя, вытащить разум из мысленной жвачки, помочь человеку чувствовать, думать, делать выводы — развиваться, а не деградировать обратно в животное царство на поводу у своих инстинктов.
Моя цель — не повторить старых мастеров, а переосмыслить их принципы с поправкой на то, что мы знаем и умеем сейчас. К примеру, в проекте «Искусство как метод познания» я соединила технику живописной фрески с 3D-рельефом и инкрустацией металлом: космические сюжеты оживали на стенах Планетария, объединенные с визуальными цитатами работ Микеланджело и шедевров мировой литературы. Это был красивый спор с клиповым сознанием — попытка замедлить вечно спешащего зрителя, заставить его вглядеться, узнать - и, возможно, вспомнить.
Как часть проекта, мы с сотрудниками планетария провели для зрителей в физической лаборатории научно-популярную лекцию с серией опытов о связи значимых научных открытий с достижениями в искусстве.
Кратко о художнике:

Любимые сферы и медиа:
• Живопись: авторская смешаная техника (масло, темпера, акрил, полимеры, металл, графика)
• Монументальное искусство: фрески, аэрография на сложных поверхностях.
• Дизайн: скульптура малых форм, авторские эскизы для ювелирных изделий и дизайнерской одежды.


Источники вдохновения:
Искусство Востока, искусство эпохи Возрождения, кельтская, египетская и скандинавская мифология, история Древних царств, книги и путешествия, археология, физика и астрономия.


Интересные факты:
• Читает на 5 языках, говорит на 3. Сейчас изучает 6-й, греческий.
• В студенческие годы посетила с экспедициями почти весь Кольский и большую часть Скандинавского полуострова с целью изучения петроглифов и стоянок времен неолита
• Дважды падала со скалы, но ни разу не прыгала с парашютом
• Лучшими человеческими качествами считает любознательность и умение держать слово
• Синестет, амбидекстр, убежденный ценитель кошек


Ключевые достижения:
• Автор более 400 картин и 13 выставок (на 2025 год)
· Член профессионального союза художников России с 2017 г
· Участник 70+ выставок в России и других странах
· Работы находятся в частных коллекциях по всему миру (Россия, ЕС, Китай, США, Израиль)
Биография:
- Родилась в 1987 году в п. Сиверский Ленинградской области
- 1994-2002 - Сиверская ДХШ
- 2002-2004 - мастерская художника А.Е. Златкина
- 2004-2009 - Университет им. А.И. Герцена (РГПУ), бакалавр станковой живописи
- 2009 - по сей день - самостоятельная творческая практика
Made on
Tilda